""
Потребность в движении — одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и полноценном формировании человека.
Двигательная активность относится к основным факторам, определяющим протекание обменных процессов, состояние костной, мышечной и сердечно - сосудистой систем. Она неразрывно связана с физическим, психическим и социальным здоровьем.
Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. Важно, чтобы занятия были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления.
Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, улучшают деятельность печени, почек, желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, что имеет особенное значение для организма. Увеличивается частота сердцебиения, сердечная мышца сокращается сильнее, активизируется выброс крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения приводит к ее функциональному совершенствованию. Вовлечение в кровоток большего количества крови стимулирует кроветворение.
Двигательные нагрузки повышают потребность организма в кислороде. В результате чего возрастают жизненная емкость легких, подвижность грудной клетки, дыхание становится более редким и глубоким. Кроме того, полное расправление легких ликвидирует застойные явления, скопление в них слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний. И конечно, физкультура вызывает положительные эмоции, создает хорошее настроение. Поэтому у человека появляется «вкус» к регулярным занятиям.
Таким образом, достаточная двигательная активность — необходимое условие гармонического развития личности.
Оптимальный двигательный режим удовлетворяет естественную биологическую потребность в движении, которая строго индивидуальна и зависит от многих физиологических факторов, социально - экономических условий жизни общества, его ценностных и культурных ориентиров, от организации физического воспитания. Минимальный режим позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние организма, максимальный — приводит к переутомлению, резкому снижению работоспособности.
При этом возникает вопрос о привычной физической нагрузке, которая определяется количеством и характером потребляемой энергии в процессе обычной жизнедеятельности. Она может не соответствовать потребности организма в движении и возрастным нормам, что, естественно, отражается на состоянии здоровья.
Суточная двигательная активность — сумма движений, выполняемых ребенком в процессе жизнедеятельности, включает три компонента:
- активность в процессе физического воспитания;
- физическую активность во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности;
- спонтанную физическую активность в свободное время.
Здоровье во многом зависит от уровня привычной двигательной активности, связанного с биологическими и социальными факторами. Ведущими биологическими составляющими являются возраст и пол. Так, с возрастом ребенка суточная активность не только увеличивается, но и все больше зависит от половой принадлежности. Например: у девочек 7—8 лет физическая активность практически не отличается от аналогичной у мальчиков, однако со временем она становится ниже.
Наименьшая двигательная активность отмечена у детей, не занимающихся спортом. Особенно резко (до 50%) она уменьшается с началом обучения в школе.
Важные социальные факторы — организация массовых спортивных соревнований и создание благоприятных условий для регулярных занятий. Образ жизни семьи также существенно влияет на формирование у ребенка осознанной потребности в движении.
В социальных и оздоровительных целях детские дошкольные и общеобразовательные учреждения должны проводить прогулки, различные виды гимнастики, физкультминутки, подвижные игры, спортивные праздники, организовывать общесадовые соревнования и Дни здоровья. При планировании таких мероприятий необходимо учитывать климатические условия и сезоны года. Так, в зимний период дети наименее активны.
Предложенные варианты помогут педагогам УДО не только создать благоприятные условия для формирования двигательной активности детей в режиме дня, но и своевременно развивать у них такие физические качества, как выносливость, сила, быстрота, гибкость.
Консультация для воспитателей
«Народные праздники как средство формирования гражданственной культуры воспитанников»
Неотъемлемой частью жизни любого человека является детство. Именно в этот период у ребёнка закладывается ценностное отношение к миру, чувство сопричастности к своему народу, ответственности перед родителями, гордости за свою Родину, любви к ней. Дошкольное учреждение и семья несут ответственность за формирование личности малыша, воспитывают творческое мышление, патриотизм, способность осознанно строить свои отношения с другими людьми.
Одним из средств воспитания гражданственности и патриотизма дошкольного возраста может стать музыка. Она является одновременно практической и духовной частью жизни народа, формой общественного сознания, а также средством познания мира. Ребёнок осваивает мир эмоционально - образно, познавая его через переживание и сопереживание, т. е. через чувство. Любой вид музыкальной деятельности развивает малыша. Значит, музыка может способствовать идеологическому воспитанию. Музыкальные занятия способствуют формированию и усвоению гражданственно-патриотических критериев и ценностей, развитию музыкальной и социальной одарённости.
Можно выделить главные условия, при которых успешно формируется гражданственность у ребёнка: целенаправленный репертуар, привитие уважения к национальной символике (гербу, флагу, гимну, убеждённость педагога.
С целью формирования гражданственности у ребёнка используются различные формы работы: музыкальные занятия, праздники, развлечения, досуги, режимные моменты. В репертуар обязательно включается народный фольклор, авторские произведения патриотического характера, имеющие героическое содержание, отражающие любовь к Родине, красоту родной природы, гуманность, доброту и мудрость нашего народа. А также репертуар произведений, отражающих красоту природы родной страны, её деревень и городов, лесов, полей и озёр, в которых рассказывается о труде народа. Именно фольклорные произведения раскрывают глубину национальной культуры, дают полное и глубокое представление о музыкальном наследии нашего народа, его истории, способствуют развитию идейного и духовного богатства. Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего. Распевая песни, участвуя в народных танцах, водя хороводы, играя на народных музыкальных инструментах, играя в народные игры, дети нравственный кодекс, заложенный во всем этом, принимают к действию.
Основываясь на нашем опыте, можно сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.
Через фольклор можно решать следующие воспитательные задачи:
Развитие творческих способностей дошкольников;
Знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора
Знакомство детей с традициями и образами белорусского народа;
Развитие эмоционального восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
Расширение представлений детей о народных праздниках, обычаях и традициях белорусского народа;
Воспитание эстетических чувств.
Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству.
Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями. Здесь на помощь нам приходят праздники и развлечения. Цель всего нашего коллектива - сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка. Музыкально - фольклорный материал направлен на то, чтобы помочь детям выразить свои чувства через песни, танцы, стихи, прибаутки. Основу музыкального репертуара составляет музыка для детей, фольклор, народная белорусская музыка. Используется в аудиозаписи современная музыка, доступная для восприятия детям. Красота праздничного действа, образная выразительная речь, песни и хороводы - прекрасный материал для эмоционально — эстетического и нравственного воспитания детей.
Какие же народные праздники можно отмечать в детском саду? «Восеньскикирмаш», «Калядки», «Масленница», «Гуканневясны». Народные праздники всегда связаны с игрой.
А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.
Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла душа нашего народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных белорусских праздников, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.
И тогда белорусская песня, поэтическое слово станут близкими детям и любимыми ими, будут способствовать пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту, а значит и к фольклору, как источнику развития народной культуры в воспитании ребенка дошкольника.
Консультация для воспитателей
«Толерантность как активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между взрослыми и детьми »
Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость...
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и дошкольное учреждение. Следует отметить, что предметом нетерпимости здесь может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, развития, интересы, увлечения, привычки. В детской среде нередко встречается оскорбительная лексика, негативные стереотипы и предубеждения.
А это наталкивает на необходимость проведения специальной работы по формированию толерантности в среде дошкольников, а в частности в нашем дошкольном учреждении, где обучаются и воспитываются дети с ОПФР.
Традиционные представления о детях с нарушениями в развитии в последнее время значительно изменились. Если раньше такой ребенок мог вызвать лишь сочувствие и рассматривался как нуждающийся в помощи и ухаживающей системе услуг, то теперь он считается равноправным, независимым, но нуждающимся в направлении и поддержке. С учетом современного подхода необходимо изменить отношение родителей, специалистов и всего общества к ребенку с ограниченными возможностями. Финская Ассоциация организаций для лиц с нарушениями интеллектуального развития предложила делать это на основе следующих принципов:
• В каждом ребенке заложены возможности и способности, которые необходимо раскрыть, поддерживать и развивать;
• Каждый ребенок является уникальной личностью;
• Неудовлетворительное окружение превращает особые потребности детей в недостаток, значит, это проблема окружения;
• Ребенок с особыми потребностями растет и взрослеет, его жизненный цикл такой же, как и у других людей;
• Ребенок с особыми потребностями имеет возможность прожить хорошую и разнообразную жизнь. Давайте предоставим ему эту возможность!
В преодолении трудностей, связанных с особенностями работы с нетипичными детьми, педагогам поможет выполнение некоторых рекомендаций. При этом немаловажное значение имеет психологическая готовность педагогов к работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, которая выражается в следующем:
• психологически настроить себя на то, что трудности в работе с данной категорией детей неизбежны, но вам под силу их преодолеть;
• не опускать руки при первых же неудачах, попытаться понять их причины;
• верить в себя и в своих воспитанников, видеть и уважать в них индивидуальность, сотрудничать с ними, быть всегда доброжелательным и внимательным , готовым менять что-то в себе.
«Так давайте учиться толерантности дома и на работе, в других сообщества, а самое главное - постигать ее суть умом и сердцем» - призывает Генеральный директор по вопросам образования, науки и культуры ЮНЕСКО Федерико Майо
Поэтому создание толерантной среды в образовательном учреждении для нас очень важно.
Дошкольное учреждение - это маленькая модель общества. Если мы хотим, чтобы дошкольники во взрослой жизни стали инициативными людьми, то необходимо сделать их инициативными уже в детском саду. Если мы хотим, чтобы ребята научились быть самостоятельными, то уже в дошкольном учреждении они должны стать самостоятельными. А добиться этого можно только через совместную деятельность и через коллективные творческие дела.
Как и любое новое начинание, внедрение системы инклюзивного образования сопровождается определёнными трудностями. Главная трудность – сломать настороженное, местами даже негативное отношение всех участников данного процесса к совместному обучению.
Во-первых, это отношение родителей здоровых детей к данной идее. Многие не поддерживают её, опасаясь, что это негативно скажется на успеваемости обычных воспитанников.
Во-вторых, среди воспитателей, может проявляться настороженное отношение к таким детям.
Исходя из вышесказанного, мы более полно рассмотрим два вида сотрудничества по формированию и воспитанию толерантности в ходе учебного процесса.
- Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании толерантности.
Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
Общей для воспитателей и для родителей является проблема толерантности. Семья во многом может помочь дошкольному учреждению. Однако очень часто именно родители сеют зерна вражды, неприязни, даже не замечая этого. Дети впитывают оценки родителей, воспринимают их негативное отношение к другим людям, не таким как все.
В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителями воспитанников, разъяснять им важность воспитания у детей культуры общения. Важно организовать совместное обсуждение этих проблем с детьми и их родителями, личный пример взрослых воспитывает у них чувство уважения к другим людям, толерантность к другим взглядам. Весьма сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители.
Перевоспитать родителей вряд ли сможет педагог, но повлиять на характер взаимоотношений родителей с детьми, откорректировать их действия пo отношению к ребенку и другим людям при проведении специальной работы возможно. В основе этого взаимодействия должна лежать идея гуманизма, предполагающая:
• выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;
• опору на положительные стороны родителей и детей;
• доверие к ребенку и родителям;
• принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;
• заинтересованное отношение к судьбе ребенка, проблемам семьи, защита интересов ребенка и семьи, помощь в решении проблем;
• содействие формированию гуманных, доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми;
• забота о здоровье ребенка, о здоровом образе жизни семьи;
• создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о семье, детях, родителях.
- Одна из задач педагогов - это регулирование взаимоотношений родителей и детей, способствующее формированию толерантности у взаимодействующих сторон, что означает:
• изучение состояния, отслеживание результатов взаимодействия родителей и детей;
• выявление трудностей, проблем взаимодействия в семье и отбор педагогических средств его регулирования;
• организацию изучения и обобщения передового опыта взаимодействия родителей и детей;
• пропаганду лучших достижений взаимодействия родителей и детей;
• обучение учащихся и родителей совместной деятельности и общению;
• создание благоприятной атмосферы, обстановки для установления контактов родителей и детей при организации совместной деятельности.
В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Работа педагогов с родителями по формированию толерантности у детей проводится с учетом особенностей семьи, родителей и, прежде всего, семейных взаимоотношений. Работа педагогов с родителями по формированию толерантности у детей проводится с учетом особенностей семьи, родителей и, прежде всего, семейных взаимоотношений.
Для того чтобы понять личность, очень важно знать ту ближайшую социальную среду, в которой она воспитывается. Так дома, в семье ребенок находится в иных, по сравнению со школой, условиях воспитания, поэтому задача школьного учителя состоит в том, чтобы помочь родителям ученика продолжить линию воспитания, начатую в школе. И сам педагог справляется со своими задачами успешнее, если в лице родителей находит помощников.
Знакомство с семьей воспитанника педагог может проводить в различных формах, может начать с небольшой анкеты для родителей. С помощью ее можно получить данные о социально-бытовых условиях, в которых живет семья ученика, и о понимании родителями задач, целей семейного воспитания и их усилиях в данном направлении. Анкета заставит и самих родителей задуматься об отношении к ребенку и выявить просчеты в семейном воспитании. На основании результатов анкеты определятся основные вопросы для беседы с родителями ученика.
В дошкольном учреждении может быть проведен конкурс сочинений для родителей "Мой ребенок".
Участие родителей в этом конкурсе свидетельствует о заинтересованности в своем ребенке, а содержание сочинений покажет, как воспринимают, видят родители своих детей, что для них значимо.
Полезно сопоставить результаты опроса родителей с мнением и ответами на сходные вопросы детей. Для детей можно предложить сделать рисунки на тему "Моя семья" или "Выходной день в нашей семье".
Неделя Доброты
Воспитатели размышляли с воспитанниками о важных нравственных ценностях: о добре, об уважении, о любви. Занятия по нравственному воспитанию каждому ребенку показали, как важны в жизни каждого человека такие качества как доброта, милосердие, добросердечность.
В младших группах дети узнали, что к животным нужно относиться с любовью и заботой, нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. Достойны осуждения, те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек, собак, обрекают их на мучения. Нужно проявлять участие к бездомным животным.
В старших дошкольных группах речь шла о дружбе, доброте, о хороших и добрых поступках. Теперь каждый знает: чтобы поверить в добро, надо начать его делать. Ведь добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.
Отношения родителей и детей можно изучать в специально создаваемых ситуациях.
Наилучший способ изучения взаимоотношений родителей и детей, сформированности толерантности и того, что необходимо развивать, целенаправленно воспитывать в детях, - это проведение семейных конкурсов, организация совместной деятельности родителей и детей.
Выявление проблем в воспитании детей, семейных отношениях, поведении родителей позволит организовать специальное просвещение родителей, обучение их навыкам толерантного общения.
Организация психолого-педагогического просвещения родителей по проблемам воспитания толерантности у детей предусматривает:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
• взаимосвязь, соответствие программ, форм воспитания толерантности у детей и тематики просвещения родителей;
• выявление проблем в воспитании толерантности у детей и учет их при определении тематики просвещения родителей.
Содержание психолого-педагогического просвещения родителей по воспитанию толерантности у детей может включать следующие вопросы:
• сущность понятия "толерантность", ее основные характеристики и проявления;
• виды толерантности;
• факторы, влияющие на формирование толерантности у детей;
• взаимоотношения в семье как фактор воспитания толерантности у детей;
• методы воспитания толерантности у детей;
• пример родителей в воспитании толерантности у детей;
Примерная тематика занятий и бесед с родителями:
• Роль общения в жизни ребенка.
• Причины возникновения конфликтов у детей.
• Как учить детей общаться?
• Как научить ребенка понимать других людей?
• Воспитание у детей чуткости и внимательности.
• Этика семейного общения у детей.
• Воспитание терпимого отношения к людям.
Примерные вопросы, для дискуссий:
• Что значит быть терпимым в отношениях с людьми?
• Есть ли грань терпимости? В чем (где) она?
• Нужно ли быть самим собой?
• Нужно ли властвовать собой?
• Возможна ли жить без конфликтов?
Возможные ситуации для обсуждения:
1. Ваш ребенок рассказывает, что родители его друга покупают ему все, что он захочет. Что вы ответите?
2. Ваш ребенок ударил другого ребёнка. Ваши действия.
Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями, создания благоприятной атмосферы в семье воспитателю целесообразно проводить следующую работу.
1. Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям:
• организация поздравлений с праздниками, днем рождения (подготовка подарков, сюрпризов для родителей);
• устные сочинения, тематика которых связана с рассказом о своих близких, семье ("Моя семья", "Как трудятся мои родители");
• творческие встречи с родителями, рассказывающими о своей профессии, увлечениях, взглядах на актуальную проблему;
2. Работа с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье:
• знакомство родителей с традициями, которые развивают отношения в семье (проведение семейных праздников, подготовка сюрпризов друг другу, поздравления с важными событиями каждого члена семьи, распределение обязанностей между родителями и детьми);
• пропаганда опыта формирования положительных отношений в семье, одобрение родителей, которые обеспечивают благоприятную атмосферу для ребенка в семье.
3. Организация совместной деятельности родителей и детей:
• организация семейных конкурсов "Спортивная семья", "Дружная семья", конкурс семейных газет и др.;
• представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об увлечениях в семье ("Мир наших увлечений", организация выставок творческих семейных работ);
• проведение совместных дел ( трудовые дела, оформление группы, экскурсии и т. д.);
• выполнение творческих семейных заданий при подготовке мероприятий (оформление наглядности, выступление);
4. Проведение "Праздника семьи".
Проведение целенаправленной работы с родителями и детьми по формированию толерантности может дать результат, если сам педагог является примером толерантного и уважительного отношения к родителям и детям, показывает положительный образец гуманного взаимодействия с семьей.